Конкурсное задание «Педагогическая находка»
Методическая разработка образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему
«Здоровые зубы - каждому любы»
(для детей старшей группы)
Цель: формирование бережного отношения к собственному здоровью, в частности, к здоровью зубов, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- пополнять и систематизировать представления детей о труде зубного врача-стоматолога;
- актуализировать навыки и правила ухода за зубами, воспитывать желание заботиться о своем здоровье самостоятельно;
- развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересоваться и выявлять причинно-следственные связи;
- обогатить пассивный словарь детей новыми словами: «кариес»; «резцы»; «коренные, жевательные зубы»; «зубная эмаль»; «мастика» и т.п.
- воспитывать желание оказывать помощь.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Работа над словарем: резцы, коренные и жевательные зубы, микробы, кариес, зубная эмаль, мастика.
Методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
- исследовательский
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, изобразительная.
Планируемые результаты:
- дети активны в деятельности; различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;
- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;
- проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны наблюдать, экспериментировать;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора проявляют желание оказать помощь.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация, набор продуктов, бильярдные шары, макет и модели зубов, зубные щетки и паста, халаты, шапочки, маски, шпатели, стаканы с водой, баночки с солью.
Организация и методика проведения образовательной деятельности
1. Организационный.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)Посмотрите, какое сегодня чудесное, доброе утро! Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку. Я торопилась к вам потому, что сейчас мне на электронный адрес, пришло СМС – слово «Помогите». Что будем делать? (Выслушиваются предложения детей, поддерживается желание узнать кому нужна помощь, желание оказывать помощь). Ребята, получено еще и видеописьмо, посмотрим, узнаем, кому же нужна наша помощь? (Просмотр видеописьма).
2. Мотивационный
Воспитатель: Ребята, что же случилось с бедным Карлсоном? Почему Малыш просит о помощи? (Дети высказывают свои предположения).
3. Образовательный
Воспитатель: Чем мы можем помочь? (Дети высказывают свои суждения о том, что нельзя отказываться от осмотра врача, можно потерять зуб). Здоровые зубы – каждому любы. Поэтому вы правы, бояться посещения врача - стоматолога не стоит. Малыш и Карлсон наблюдают за нами через веб камеру, которая находится в нашем компьютере. Чтобы убедить Карлсона мы с вами повторим, что полезно, а что вредно для наших зубов, уточним, как правильно за ними ухаживать, это убедит Карлсона обратиться к врачу.
Воспитатель: Ребята, было время, когда у вас не было зубов. Тогда вы были ещё совсем маленькими. Теперь у вас у всех во рту около 25 зубов, но эти зубки еще молочные, скоро они выпадут и на их месте вырастут новые – постоянные. Ответьте на вопрос: только ли у людей есть зубы? (Выслушиваются ответы детей). Предлагаю вам, ребята рассмотреть зубы диких и домашних животных (Слайды 2-8). У некоторых животных зубы растут всю жизнь. (Слайд 8- 10).
Воспитатель: Для чего человеку зубы? (Выслушиваются предположения детей). Зубы - самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на этот бильярдный шарик, попробуйте его на прочность. (Деятельность детей: сжимают шар, бросают, стучат о стол)
Воспитатель: Такие же прочные у нас зубы. Ребята, какие у нас зубы? Чем они покрыты? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Ребята, все зубы у вас одинаковые? (Выслушиваются предположения детей). Посмотрите, какие зубы впереди, какие сзади? Зубы для откусывания пищи называются резцы – они как бы отрезают пищу. Они острые и более мелкие. Ребята, как называются передние зубы, для чего они нужны? (Выслушиваются ответы детей). Зубы для жевания задние – большие и плоские называются они – жевательные. Эти зубы – коренные, они большие и плоские. Ими можно жевать пищу. Ребята, как называются эти зубы, для чего они нужны? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Проверим, какую функцию выполняют наши зубы. (Самостоятельная деятельность детей по определению функций зубов).
Воспитатель: Какими вы зубами кусали, какими жевали? (Выслушиваются ответы детей).
Игра: «Вредно-полезно» (Самостоятельная деятельность детей: классифицируют продукты).
Воспитатель: Предлагаю вспомнить о том, что мы делаем утром.
Физминутка:
Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.
Поверни головку вправо,
Поверни головку влево.
Опусти головку вниз
И тихонечко садись.
Воспитатель: Ребята, а у вас когда-нибудь болели зубы? К какому врачу вы обращались? Зачем люди ходят к стоматологу? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать стоматологами. Кто-то из вас уже был в стоматологии – поликлинике, где лечат зубы? Что вам там делали? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Перед вами модель зуба. Как вы думаете, почему зуб заболел? (Выслушиваются ответы детей)
Воспитатель: Хотите ли вы побывать в роли врача-стоматолога? (Выслушиваются идеи детей, поддерживается их инициатива).
(Дети занимают рабочее место «стоматолога», с помощью лупы рассматривают макет зуба, находят проблемное место. «Инструментом» – зубочисткой очищают поверхность, убирают имитацию кариеса. Закрывают отверстие в зубе специальной мастикой с помощью шпателя).
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как можно успокоить зубную боль, если нет возможности сразу обратиться к врачу? (Выслушиваются предложения детей).
Воспитатель: Вы правы, после применения этих средств больной зуб некоторое время будет меньше болеть. Приготовим наиболее простой и доступный раствор для снятия острой зубной боли. (Дети кладут 0,5 чайной ложки соли в стакан с водой и размешивают, пробуют по желанию).
Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? Вы правы, но больному зубу это понравиться и он на некоторое время будет меньше болеть.
Воспитатель: Чтобы с зубами не возникало проблем, нужно за ними ухаживать. Есть волшебная палочка, которая в этом помогает. Угадайте, что это?
Загадка:
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит.
Нам усердно служит.
Воспитатель: Что это ребята? (Выслушиваются ответы детей). Лучшие друзья для наших зубов - это зубная щетка и зубная паста. Почему важно чистить зубы? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы чистите зубы, сколько раз в день вы это делаете? (Выслушиваются ответы детей). Правильно, а ещё стоматологи советуют полоскать рот, после каждого приёма пищи, чистой водой. Чтобы смыть остатки пищи и во рту не развивался кариес.
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами научимся правильно чистить зубы (Дети самостоятельно действуют предметами).
Воспитатель: Посмотрите и выполните это движение в воздухе. (Выполняются совместно с детьми). Приступайте к чистке вылеченного зуба. Возьмите, пасту и выдавите на щетку капельку, величиной с горошину. Понюхайте. Хотя паста имеет приятный запах и вкус глотать ее нельзя. Она полезна для зубов, но может быть вредна для желудка. Чистим наш вылеченный зуб, аккуратно снизу вверх, чтобы не повредить десну. Поставьте зубную щетку в стаканчик ворсом вверх.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали? Как правильно чистить зубы?
Что нового вы узнали здесь? Вам понравилось быть стоматологами? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Какие советы мы можем дать нашему другу, Карлсону? (Выслушиваются ответы детей).
(Просмотр видеоролика, в котором Карлсон благодарит детей, говорит, что теперь не боится идти к врачу – стоматологу).
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, чем мы помогли Карлсону? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы детей). Что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Что вы еще хотели бы узнать. (Выслушиваются ответы детей, их предложения).
5. Итоговый
Воспитатель: Ребята, я предлагаю нарисовать ваши впечатления о работе зубного врача. А из ваших рисунков мы составим альбом о работе врача – стоматолога и памятку для Карлсона по уходу за зубами.
Методическая разработка образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему: «Здоровые зубы - каждому любы»
(для детей старшей группы)
Цель: формирование бережного отношения к собственному здоровью, в частности, к здоровью зубов, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- пополнять и систематизировать представления детей о труде зубного врача-стоматолога;
- актуализировать навыки и правила ухода за зубами, воспитывать желание заботиться о своем здоровье самостоятельно;
- развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересоваться и выявлять причинно-следственные связи;
- обогатить пассивный словарь детей новыми словами: «кариес»; «резцы»; «коренные, жевательные зубы»; «зубная эмаль»; «мастика» и т.п.
- воспитывать желание оказывать помощь.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Работа над словарем: резцы, коренные и жевательные зубы, кариес, зубная эмаль, мастика.
Методы:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- проблемное изложение;
- частично-поисковый (эвристический);
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская, изобразительная.
Планируемые результаты:
- дети активны в деятельности; различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;
- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;
- проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны наблюдать, экспериментировать;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора проявляют желание оказать помощь.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация, набор продуктов, бильярдные шары, макет и модели зубов, зубные щетки и паста, халаты, шапочки, маски, шпатели, стаканы с водой, баночки с солью.
Технологическая карта занятия с детьми
№ |
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Планируемые результаты |
1 |
Организационный |
- Здравствуйте, ребята! (Слайд 1) - Посмотрите, какое сегодня чудесное, доброе утро! Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку. - Я торопилась к вам, сейчас мне на электронный адрес, пришло СМС – слово «Помогите». Что будем делать?
- Ребята, получено еще и видеописьмо. |
Приветствие педагога. - Здравствуйте, Алла Александровна! Обсуждение ситуации - Если кто- то просит о помощи, значит, случилось какая-то неприятность, с которой самостоятельно справиться не удается. Хорошо, когда люди помогают друг другу. Чтобы помочь надо узнать, в чем проблема. - Просмотр видеописьма. |
Эмоциональный настрой на взаимодействие. Дети проявляют инициативу и самостоятельность в рассуждениях, дети способны предлагать и принимать решения в ситуации выбора. |
2 |
Мотивационный |
- Что же случилось с бедным Карлсоном?
- Почему Малыш просит о помощи? |
Дети высказывают свои предположения. - Карлсон съел много сладкого, у него разболелся зуб. - Карлсон боится идти к врачу, но зубная боль сама не пройдет. |
Дети проявляют инициативу и самостоятельность в рассуждениях.
|
3 |
Образовательный |
Чем мы можем помочь?
- Здоровые зубы – каждому любы. Поэтому вы правы, бояться не стоит. - Малыш и Карлсон наблюдают за нами через веб камеру, которая находится в нашем компьютере, для них мы с вами повторим, что полезно, а что вредно для наших зубов, уточним, как правильно за ними ухаживать. - Ребята, было время, когда у вас не было зубов. Тогда вы были ещё совсем маленькими. Теперь у вас у всех во рту около 25 зубов, но эти зубки еще молочные, скоро они выпадут и на их месте вырастут новые – постоянные. - Только ли у людей есть зубы? - Давайте посмотрим и изучим зубы диких и домашних животных. У некоторых животных зубы растут всю жизнь. А для чего человеку зубы? - Зубы - самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на этот бильярдный шарик, попробуйте его на прочность. Такие же прочные у нас зубы. Ребята, какие у нас зубы? Чем они покрыты? - Ребята, все зубы у вас одинаковые? - Давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Посмотрите, какие зубы впереди, какие сзади? Зубы для откусывания пищи называются резцы – они как бы отрезают пищу. Они острые и более мелкие. Ребята, как называются передние зубы, для чего они нужны? -Зубы для жевания задние – большие и плоские называются они – жевательные. Эти зубы – коренные, они большие и плоские. Ими можно жевать пищу. -Ребята, как называются эти зубы, для чего они нужны? Проверим, какую функцию выполняют наши зубы. Какими вы зубами кусали, какими жевали?
Игра: «Вредно-полезно». - Ребята, а у вас когда-нибудь болели зубы? К какому врачу вы обращались?
Физминутка: Льется чистая водица Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берем, Крепко щеткой зубы трем. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево. Опусти головку вниз И тихонечко садись.
Зачем люди ходят к стоматологу?
- Предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать стоматологами. Кто-то из вас уже был в стоматологии – поликлинике, где лечат зубы? Что вам там делали? - Перед вами модель зуба. Как вы думаете, почему зуб заболел? - Хотите ли вы побывать в роли врача-стоматолога?
- Ребята, что вы сейчас делали?
- Ребята, как можно успокоить зубную боль, если нет возможности сразу обратиться к врачу? - Вы правы, после применения этих средств больной зуб некоторое время будет меньше болеть. Приготовим наиболее простой и доступный раствор для снятия острой зубной боли.
Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? Вы правы, но больному зубу это понравиться и он на некоторое время будет меньше болеть. - Чтобы с зубами не возникало проблем, нужно за ними ухаживать. Есть волшебная палочка, которая в этом помогает. Угадайте, что это? -Костяная спинка, Жёсткая щетинка. С мятной пастой дружит. Нам усердно служит. - Что это ребята? -Лучшие друзья для наших зубов - это зубная щетка и зубная паста -Почему важно чистить зубы?
-Ребята, а вы чистите зубы, сколько раз в день вы это делаете? - Правильно, а ещё стоматологи советуют полоскать рот, после каждого приёма пищи, чистой водой. Чтобы смыть остатки пищи и во рту не развивался кариес. -Вот сейчас мы с вами научимся правильно чистить зубы. Посмотрите и выполните это движение в воздухе. Приступайте к чистке вылеченного зуба. -Возьмите, пасту и выдавите на щетку капельку, величиной с горошину. Понюхайте. Хотя паста имеет приятный запах и вкус глотать ее нельзя. Она полезна для зубов и вредна для желудка. - Чистим наш вылеченный зуб, аккуратно снизу вверх, чтобы не повредить десну. -Поставьте щетку в стаканчик ворсом вверх. -Ребята, что вы сейчас делали? Как правильно чистить зубы? Что нового вы узнали здесь? Вам понравилось быть стоматологами? - Какие советы мы можем дать нашему другу, Карлсону? (просмотр видеролика. Карлсон благодарит детей, говорит, что не боится идти к врачу) |
Дети, высказывают предположение о вариантах развития событий - Если отказываться от осмотра врача, может стать еще хуже, можно потерять зуб. - Постараться убедить Карлсона, что бояться не стоит, врач делает очень важную и нужную работу. Нужно рассказать Карлсону о том, что вредно и что полезно для наших зубов и как за ними ухаживать.
- принимают предложение воспитателя повторить правила ухода за зубами.
Слушают рассказ воспитателя.
Зубы есть у кошки, собаки, у диких животных. Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу; так она становится мягкой и легче перерабатывается в желудке.
Деятельность детей: сжимают шар, бросают, стучат о стол. Наши зубы покрыты белой эмалью, зубы прочные и крепкие. Зубы разные Дети рассматривают свои зубы в зеркале.
Рассматривают макет челюсти человека.
Зубы - резцы – они отделяют пищу.
Коренные зубы – ими можно жевать пищу.
Зубы разной формы, они выполняют разную работу; передние зубы (резцы) – откусывают, а задние (жевательные) – пережёвывают пищу.
Дети классифицируют продукты. Участвуют в беседе о работе врача-стоматолога. Выполняют движения в соответствии с текстом.
Врач-стоматолог помогает людям следить за здоровьем зубов. Надевают медицинские халаты, маски и шапочки. Стоматологи осматривали, лечили, ставили пломбу. В нем поселились микробы, кариес. Да, мы хотим. Дети показывают Карлсону и Малышу манипуляции с больным зубом? Дети занимают рабочее место «стоматолога», с помощью лупы рассматривают «зуб». «Инструментом» – зубочисткой очищают больную поверхность (убирают имитацию кариеса) Чтобы пища снова не попала в отверстие, закрывают его специальной мастикой с помощью шпателя. Очищали больной зуб от микробов, закрывали отверстие, чтобы не развивался кариес. Мне мама давала специальные зубные капли, таблетку, солевой раствор. Кладут 0,5 ч.л. соли в стакан с водой и размешивают, пробуют по желанию.
Соленый, невкусный.
Слушают и отгадывают загадку.
Зубная щетка
Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.
Дети выполняют действия вместе с воспитателем на макете зуба, показывают движения в воздухе.
Берут пасту и выдавливают на щетку, чистят модель зуба.
Не есть много продуктов, вредных для зубов. Каждый день правильно ухаживать за ними. Посещать стоматолога, чтобы вовремя заметить и удалить кариес. |
Могут выражать свои мысли и предположения, опираясь на свои знания и умения.
Дети интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации.
У детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими.
Проявляют любознательность, действуют с предметами, самостоятельно придумывают объяснения, отвечают и задают вопросы.
У детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими.
Пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны наблюдать, экспериментировать.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность.
.
Пытаются самостоятельно находить ответы на вопросы.
Дают объяснения, предлагают ответы по ситуации, склонны наблюдать, экспериментировать.
Дети проявляют инициативу и самостоятельность. У детей развита мелкая моторика и координация движений. |
4 |
Рефлексивный |
- Чем мы помогли Карлсону? - Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Что бы вы еще хотели узнать. |
Самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы. - Я бы хотел еще оказаться на месте врача. - Мне было интересно узнать, что у некоторых животных зубы растут всю жизнь. - Мне трудно было убрать кариес с поврежденного зуба. - Больше всего мне понравилось определять полезные и вредные продукты для зубов... |
Могут выражать свои мысли, проявляют внимание к высказываниям друг друга. |
5 |
Итоговый |
Ребята, я предлагаю нарисовать ваши впечатления о работе зубного врача. А из ваших рисунков мы составим альбом о работе врача – стоматолога и памятку для Карлсона по уходу за зубами.
|
Самостоятельная художественно-творческая деятельность. Диалог детей с педагогом по теме занятия с элементами самостоятельного рассуждения. Планирование своих действий по художественно-творческой деятельности. Дают оценку собственным достижениям. - Я нарисую полезные продукты для Карлсона. - Я буду рисовать капельку пасты на щетке. Составление памятки. |
У детей развита мелкая моторика, умеют выражать свое отношение к происходящему в рисунке. Овладевают умением планировать действия для совершенствования результата. Умеют давать оценку собственным достижениям. |