Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

ПОЛОЖЕНИЕ о группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в МБДОУ "Детский сад № 6"

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 6»

________О.Е.Быкова

 

Положение

о группах компенсирующей направленности для детей

с тяжелыми нарушениями речи, действующих на базе

муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения» «Детский сад комбинированного вида №6»

 

I. Общие положения

1. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей, имеющих тяжелые нарушения речи (далее группы компенсирующей направленности), действующих на базе муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 6»(далее - ДОУ).

2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию, и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее - СанПин), приказом Минобрнауки России от

30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам - образовательным программам дошкольного образования»,

приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования».

3. Группы компенсирующей направленности создаются в ДОУ приказом отделом образования администрации Шпаковского муниципального

района при наличии соответствующих нормативно - правовых, материально-

технических, программно-методических и кадровых условий в целях осуществления квалифицированной коррекции тяжелых речевых нарушений,

освоения детьми адаптированных образовательных программ дошкольного

образования, освоения коммуникативной функции языка в соответствии с

возрастными нормами, а также предупреждения возможных трудностей в

процессе обучения в ДОУ.

4. Основными задачами групп компенсирующей направленности являются:

         1) коррекция тяжелых речевых нарушений в развитии устной речи

(первичного характера) у воспитанников ДОО;

         2) реализация адаптированных образовательных программ дошкольного

образования с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития

и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями;

        3) разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников с целью профилактики

речевых нарушений у детей дошкольного возраста и оптимизации коррекционного процесса.

5. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до

принятия нового.

II. Организация и функционирование

групп компенсирующей направленности

6. Вновь создающиеся группы компенсирующей направленности открываются на базе ДОУ приказом отдела образования администрации Шпаковского муниципального района на основании следующих документов:

       1) ходатайства администрации ДОУ на имя начальника отдела образования администрации Шпаковского муниципального района об открытии

групп компенсирующей направленности;

       2) списка воспитанников с тяжелыми нарушениями речи;

       3) заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ТПМПК) на каждого ребенка, подтверждающего необходимость его определения в группы компенсирующей направленности.

        7. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети в возрасте 5 - 7 лет, имеющие тяжелые нарушения в развитии устной речи при

нормальном слухе и сохранном интеллекте (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, лепетная речь и резко выраженное недоразвитие речи, заикание) по

заключению ТПМПК.

        8. В группы компенсирующей направленности не принимаются дети,

имеющие нарушения в развитии устной речи вторичного характера (глухие,

слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нару3

шениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутического спектра, со

сложными нарушениями, с психопатоподобным поведением, а также страдающие шизофренией).

       9. Комплектование групп компенсирующей направленности детьми

проводится в ДОУ ежегодно, в период с апреля до 1 сентября.

       Группы компенсирующей направленности в ДОУ могут комплектоваться

детьми из числа воспитанников, посещающих ДОУ, а также детей, посещающих другие образовательные организации Шпаковского муниципального района или не посещающих образовательные организации,

       10. В случае выявления в ДОУ воспитанников с тяжелыми нарушениями

речи, с согласия их родителей (законных представителей), они направляются

ДОУ на обследование в ТПМПК для определения формы получения

образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить,

создания специальных условий для получения дошкольного образования.

       11. Обследование детей ТПМПК может осуществляться по направлению

образовательных организаций, организаций, занимающихся обеспечением

и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, медицинских

организаций, с письменного согласия их родителей (законных представителей). Порядок обследования детей ТПМПК определяется Положением о

ТПМПК.

       12. Предварительное обследование детей, посещающих ДОУ, для

направления на обучение в группы компенсирующего обучения проводится

по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ

с согласия родителей (законных представителей) воспитанников. Родители (законные представители) детей, посещающие ДОУ, для проведения обследования ТПМПК дополнительно предъявляют направление ДОУ на обследование; заключение (заключения) психолого-медико- педагогического консилиума ДОО или специалиста (специалистов), осуществляющих психолого-медико-педагогическое сопровождение воспитанников ДОУ.

        Информирование родителей (законных представителей) воспитанников

ДОУ о дате, времени, месте и порядке проведения обследования осуществляется ТПМПК через администрацию ДОУ.

          13. Заключение ТПМПК о переводе в группу компенсирующего характера для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, они могут принять решение о продолжении обучения ребенка

в группе общеразвивающей направленности по адаптированной образовательной программе.

           При отказе родителей (законных представителей) от прохождения обследования детей ТПМПК и последующего оказания им коррекционно – педагогической помощи в группе компенсирующей направленности, такие дети продолжают посещать ту группу, в которую были зачислены при поступлении в ДОУ.

         14. В соответствии с Положением о ТПМПК, заключение специалистов,

выданное родителям (законным представителям) по результатам обследования действует в течение 1 года, и при желании родителей (законных

представителей) перевести ребенка в группу компенсирующей направленности по истечении указанного срока, им вновь необходимо соблюсти порядок

оформления в данную группу, описанный в разделе II настоящего Положения.

       15. Для рассмотрения вопроса о получении направления в группы компенсирующей направленности воспитанниками других ДОУ Шпаковского

муниципального района и детьми, не посещающими образовательные организации, родители (законные представители) обращаются ежегодно в комиссию по определению детей в ДОО г. Михайловска в период с 2 по 31 мая текущего года и предоставляют следующие документы:

        1) талон регистрационного учета;

        2) подлинник документа (паспорт), удостоверяющего личность;

       3) подлинники и копии документов, подтверждающих необходимость

посещения группы компенсирующей направленностей (заключение ТПМПК);

       4) документы, подтверждающие на момент обращения право на внеочередное или первоочередное предоставление места в ДОУ, в соответствии

с действующим порядком комплектования ДОУ Шпаковского муниципального района.

      16. Заявления родителей (законных представителей) на перевод/направление в группу компенсирующей направленности детей - воспитанников других ДОУ Шпаковского муниципального района или детей, не

посещающих образовательные организации фиксируются в отделе образования администрации Шпаковского муниципального района (в электронной

системе учета детей) и рассматриваются при наличии заявки, поданной руководителем ДОУ на комплектование/доукомплектование вакантных мест в

группах данной направленности.

         17. Направление детей в группы компенсирующей направленности

ДОУ комиссией по определению детей в дошкольные организации (для де

тей, не посещающих ДОУ) только с согласия родителей (законных представителей) и по заключению ТПМПК.

       18. При отсутствии мест в группах компенсирующей направленности в

выбранном родителями (законными представителями) ДОУ им предлагается

место в другом ДОУ, имеющем свободные места в группах указанной направленности.

       19. При отсутствии мест в группах компенсирующей направленности

родителям (законным представителям) может быть отказано в выдаче направления в группы указанной направленности.

      20. Зачисление в ДОУ воспитанников в группы компенсирующей

направленности на новый учебный год осуществляется руководителем ДОУ

на основании:

         1) заключения ТПМПК (с указанием необходимого срока пребывания

ребенка в группе, формы обучения);

       2) направления комиссии по определению детей в ДОУ Шпаковского

муниципального района (для детей - воспитанников других ДОО Шпаковского муниципального района или детей, не посещающих ДОУ);

       3) заявления родителей (законных представителей) о зачислении ребенка

в группу компенсирующей направленности;

       4) других документов (для родителей детей, вновь поступающих в

ДОУ) согласно действующему порядку комплектования образовательных организаций Шпаковского муниципального района, реализующих основную

общеобразовательную программу дошкольного образования.

        21. Предельная наполняемость в группах компенсирующей направленности   устанавливается в зависимости от категории детей, их возраста:

для детей с тяжелыми нарушениями речи старше до 15 человек.

       22. Группы компенсирующей направленности функционируют в ДОУ

5 дней в неделю с 10-часовым режимом пребывания детей.

        Режим дня в группах компенсирующей направленности устанавливается

в соответствии с действующими правилами внутреннего распорядка ДОУ.

        23. Состав групп компенсирующей направленности может быть постоянным в течение года, либо прием (добор) детей в нее может проводиться в

течение учебного года при наличии свободных мест.

        24. Допускается организация разновозрастных (смешанных) групп детей

в ДОУ компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

      25. В случае функционирования в ДОУ разновозрастной (смещанной)

группы компенсирующей направленности коррекционно - образовательная

работа организуется учителем - логопедом и воспитателем по возрастным

подгруппам, что отражается в документации педагогов группы.

      26. Длительность пребывания ребенка в группе компенсирующей направленности устанавливается ТПМПК и зависит от структуры речевого дефекта.

        По заключению ТПМПК, приказом заведующего ДОУ, при условии

достижения ребенком определенного уровня развития, он может быть переведен из группы компенсирующей направленности в группу общеразвивающей направленности или выпущен в общеобразовательную организацию.

     27. Ответственность за прием детей в группы компенсирующей

направленности в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением несет заведующий ДОУ.

III. Организация коррекционной деятельности в группах

компенсирующей направленности

       28. ДОУ создает специальные условия для получения образования воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи (первичного характера).

       29. Под специальными условиями для получения образования воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи, понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование

специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,

специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального

пользования, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение

программ дошкольного образования детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями.

       30. Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности организуется в соответствии с адаптированной основной образовательной программой ДОУ.

       31. Обучение детей по адаптированным программам является формой

дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной

активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их социальной адаптации.

         32. Оказание образовательных услуг воспитанникам групп компенсирующей направленности в ДОУ осуществляется по режиму и расписанию

возрастной группы.

         33. Технологии, методы, средства и формы работы с воспитанниками

групп компенсирующей направленности определяются педагогами и специалистами исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья детей и направлены на создание позитивной атмосферы принятия и поддержки.

IV. Примерный перечень документации учителя-логопеда группы

компенсирующей направленности

      34. Основная документация учителя - логопеда группы компенсирующей

направленности:

      1) Положение о Логопедической группе ДОУ, разработанное в соответствии с настоящим Положением;

      2) заключение ТПМПК на каждого воспитанника по зачислению его в

группу компенсирующей направленности (копия);

      3) журнал обследования речевого развития воспитанников ДОУ;

      4) разрешение родителей (законных представителей) на обследование

учителем-логопедом речевого развития воспитанников ДОУ;

     5) речевые карты на каждого воспитанника, зачисленного в группу компенсирующей направленности;

     6) список воспитанников, зачисленных в группу компенсирующей направленности;

      7) список подгрупп воспитанников, зачисленных в группу компенсирующей направленности;

       8) рабочая образовательная программа учителя-логопеда группы компенсирующей направленности (как составная часть основной образовательной

программы ДОУ);

       9) перспективные планы коррекционно-развивающей работы на учебный

год в соответствии с возрастом и характером речевого нарушения;

      10) календарные планы занятий;

      11) индивидуальные планы (маршруты) речевого развития на каждого

воспитанника, зачисленного в группу компенсирующей направленности;

     12) расписание фронтальных (если проводятся), индивидуальных и

подгрупповых занятий (на неделю);

    13) отчет учителя-логопеда о результативности коррекционной работы

за учебный год;

    14) должностная инструкция учителя-логопеда;

    15) паспорт логопедического кабинета;

    16) график работы учителя-логопеда.

       35. Возможно ведение дополнительной документации учителя-логопеда группы компенсирующей направленности:

        1) материалы мониторинга речевого развития (таблицы результатов логопедического обследования) и освоения содержания специальной образовательной программы воспитанниками, зачисленными в группу компенсирующей направленности;

       2) вспомогательная документация ведется учителем-логопедом для

удобства в работе и заполнения основной документации.

 

V. Руководство и работники группы компенсирующей направленности

 

        36. Для организации деятельности группы компенсирующей направленности  в штатное расписание ДОУ вводится должность учителя-логопеда

(из расчета 1 ставка учителя - логопеда на 1 группу компенсирующей

направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи).

        37. На должность учителя - логопеда группы компенсирующей направленности  назначается лицо, имеющее высшее специальное (логопедическое/

дефектологическое) образование.

       38. Должности воспитателя группы компенсирующей направленности

устанавливаются из расчета не менее 2-х ставок на 1 группу компенсирующей  направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и зависят от

режима работы ДОУ.

       39. На должность воспитателя группы компенсирующей направленности

назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное (педагогическое) образование и прошедшие подготовку на курсах воспитателей групп

компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (или на

курсах по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

      40. Заработная плата специалистам, работающим в группе компенсирую щей  направленности, начисляется в соответствии действующим Положением по оплате труда работников образовательной организации.

       41. Права, обязанности и социальные гарантии педагогических работников группы компенсирующей направленности определяются действующим

законодательством Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской

Федерации, квалификационными характеристиками, Уставом ДОО, настоящим Положением.

      42. Заведующий ДОУ осуществляет систематический контроль и несет

персональную ответственность за комплектование и правильную организацию работы в группе компенсирующей направленности, повышение квалификации учителя-логопеда и воспитателей группы, проводит анализ эффективности деятельности в данной группе.

      43. Методическое руководство деятельностью группы компенсирующей

направленности осуществляет заместитель заведующего по УВР и  старший воспитатель.

VI. Материально-техническое и финансовое обеспечение

       44. Для учителя-логопеда группы компенсирующей направленности

выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям.

        45. На администрацию ДОУ возлагается ответственность за оборудование логопедического кабинета учителя-логопеда группы компенсирующей

направленности, создание развивающей предметно-пространственной среды

в помещениях группы и логопедического кабинета, их санитарное содержание и ремонт.

       46. Плата за содержание и обучение детей в группах компенсирующей

направленности с родителей (законных представителей) взимается согласно

действующему локальному акту администрации Шпаковского муниципального района о плате, взимаемой с родителей (законных представителей) за

присмотр и уход за детьми, осваивающими основную общеобразовательную

программу дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях Шпаковского муниципального района.

 

Принято  на  педагогическом совете протокол  № 1 от 31.08.2016г.