Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Опыт работы

 

   «Знания, не рождённые опытом,

   матерью всякой достоверности,

бесплодны и полны ошибок».

               Леонардо да Винчи

Необходимость работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Сейчас, когда в обществе царит страх перед чрезвычайными ситуациями, уделяется особое внимание деятельности, направленной на формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Поэтому главной целью работы по воспитанию основ безопасного поведения считаем-   устойчивое усвоение воспитанниками знаний об опасных для жизни ситуаций и умение принять правильное решение при возникновении таковых.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.      Создание условий для формирования основ безопасного поведения.

2.      Усвоение и выработка устойчивых навыков безопасного поведения.

3.      Воспитание в детях самостоятельного применения полученных знаний в повседневной жизни.

Реализация задач осуществляется в трех направлениях:

-   создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом возможностей использования её составляющих для обучения дошкольников основам безопасного поведения и адекватного поведения в опасных ситуациях;

- самостоятельная деятельность детей (обучение детей правилам безопасного поведения);

-   совместная деятельность взрослых и детей.

Одним из условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения является создание развивающей предметно - пространственной среды. В группе совместно с родителями воспитанников созданы необходимые условия. Оформлен «Островок безопасности», в котором размещены атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр детей «МЧС», «ГИБДД», «Скорая помощь», многофункциональный настольный макет города с действующими светофорами, столик юного пожарного, щит электробезопасности, сюжетные картинки «Опасные игры», «Преступление по телефону», «Когда в доме ты один», «Дорожные знаки», «Лото» и другие. 

В игровом уголке размещены дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Опасно – не опасно», «Найди ошибку», «Лабиринты», «Назови одним словом», а также настольно-печатными: «Дорога домой», «Азбука безопасности», «Незнайка в Цветочном городе», «Лото пешеходов» и другие.

Кроме того, особой популярностью у детей пользуются фотоальбомы по темам краткосрочных проектов: «Пожар в лесу», «Улицы нашего города», «Ядовитые растения», «Опасные насекомые», картинки для рассматривания и обсуждения различных ситуаций безопасного поведения.

Нами разработаны тематические подвижные игры с детьми дошкольного возраста: «Огонь и вода», «Мы на улице гуляем» и «Внимательные знаки», которые пользуются успехом у детей.

Также собрана большая коллекция книг: «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, М. Кривич «Где работает огонь», Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Михалков «Дядя Степа», Г. Х. Андерсен «Сказка про спички», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Б. Житков «Пожар» и др. Библиотека систематически пополняется книжками-малышками по темам безопасности, изготовленными самими воспитанниками.

Совместно с детьми разработаны и оформлены лэпбуки на тему: «Один дома», «Дорожная азбука», «Опасное электричество», «МЧС.

Развивающая предметно-пространственная среда участка группы представлена автоплощадкой, атрибутами к подвижным играм и опытно-экспериментальной деятельности.

Образовательная деятельность по ознакомлению детей с элементарными правилами безопасного поведения строится на основе программы Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» и методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника».

Работа с детьми по данному направлению осуществляется в несколько этапов:

1. Выявление уровня знаний дошкольников о правилах безопасного поведения.

2. Формирование у детей умений безопасного поведения через  моделирование возможных угрожающих ситуаций.

3. Контроль усвоения и самостоятельного применения в моделируемых опасных ситуациях навыков безопасного поведения.

Так как знания без опыта бессмысленны и бесплодны, мы добиваемся, чтобы навык безопасного поведения у детей выработался до автоматизма и с этой целью используем современные технологии:

- здоровьесберегающие технологии (технологии, направленные на обучение здоровому и правильному образу жизни);  

- технологии сотрудничества; 

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии (социо - игровая технология, имитационного моделирования);

- технология портфолио дошкольника;

- технологии развития критического мышления (кластеры).

Успех нашей работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности был бы невозможен без поддержки семей воспитанников, вовлечения их непосредственно в образовательную деятельность. Направления совместной работы мы определяем по результатам ежегодного мониторинга. Родители участвуют в планировании деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей; в подготовке и проведении тематических собраний; акций и мероприятий с использованием профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарного. Совместные тематические мероприятия и акции: «Добрый друг дорога», «Огонек, огонь, пожар», «Ребенок в машине», «Здоровая семья» и другие стали доброй традицией. Вместе с семьями подготовили и показали спектакли: «Волк и семеро козлят на новый лад», «Бычок – смоляной бочок», «Маша и медведь», в которых ребята учились противостоять опасности. Также, привлекаем родителей в качестве жюри при проведении совместных мероприятий, к созданию газет, плакатов, памяток. Постоянно организуем выставки творческих семейных работ: «Помнить все должны о том, что нельзя играть с огнем» и «Нам на улице не страшно». Мы регулярно участвуем в конкурсах, интернет - викторинах, где занимаем призовые места. Мастер-классы, тематические гостиные, театральные мастерские, интерактивные игры, позволили нам добиться осознания родителями важности работы по обеспечению безопасности.

Все больше родителей осознают ответственность за свое собственное поведение, понимая силу собственного примера и становятся нашими первыми помощниками в деле воспитания основ безопасного поведения.

Своими наработками и опытом мы активно делимся с коллегами на своей страничке в интернете, на педсоветах, семинарах и методических объединениях.

Результатом работы является умение дошкольников действовать с соблюдением мер предосторожности, предвидеть опасность и уметь ее избегать. Накапливая опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, воспитанники получают необходимые знания для успешной социализации в обществе.

Ценность моего опыта   заключается   в систематизации теоретических и практических знаний, в актуализации уникальной возможности понимания и осознания детьми ценности такого понятия, как ЖИЗНЬ.