Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Методическая разработка образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Огонь – друг, огонь - враг» (для детей старшей группы).

 

Цель: формирование познавательной активности в экспериментальной деятельности, адекватной возрасту.

Задачи приоритетной образовательной области:

- формировать любознательность, активность, показать детям значение огня в жизни человека, знакомить  с огнем и его свойствами, дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем;

- развивать умения высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;

- активизировать словарь детей по данной теме;

- реализовывать самостоятельную творческую деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; художественно-эстетическое развитие; речевое развитие;

Виды детской деятельности:

коммуникативная, изобразительная, игровая.

Работа над словарем: упражнять в подборе прилагательных к существительному, помогать употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:

оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, демонстрационные картинки, мяч, видеоролик  «Огонь – друг, огонь - враг».

оборудование для детей: картинки с изображением бытовых ситуаций использования огня, пожарная машина шланг, порошок, жестяные тарелочки, вода, песок.

Предварительная работа: беседы и чтение художественной литературы по теме, рассматривание альбомов о профессии пожарный, рассказы родителей о своих профессиях, проведение дидактических игр, заучивание физкультминуток.

Организация и методика проведения образовательной деятельности

1.​ Организационный.

В. Ребята у нас сегодня в зале присутствуют гости. Давайте поздороваемся с гостями и представимся. (Коммуникативная игра «Давайте познакомимся»).

Сюрпризный момент

В: Ну вот мы и представились, а что это за коробочка? (Обращает внимание детей на коробку, на которой нарисованы иллюстрации и рисунки к знакомым произведениям: «Путаница», « Дядя Степа», « Кошкин дом» и т.д.).

В: ребята, а что это за картинки на коробочке? Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации и рисунки? (Общая тема «Пожар …»)

Правильно, мы поговорим о пожаре, о том, что к нему приводит.

2. Мотивационный

Хотите узнать больше о пожарной безопасности? Мы вместе вспомним правила пожарной безопасности, определим, когда огонь бывает другом, а когда врагом, чем можно потушить огонь, а также как действовать в опасной ситуации.

В: Но все-таки,  чья это коробка? (Появляется воспитатель с  ростовой куклой Шалунишкой).

3. Образовательный

Шалунишка. Это моя волшебная коробочка. Для того чтобы узнать, что в ней -  надо отгадать загадку, а я не могу. Вы мне поможете?

         Лежат они в коробочке

В шкафу или на полочке

Кто с ними играет

         Тот беду накликает

                   Дети отгадывают загадку, открывают коробку и видят спичку.

Шалунишка. А тут спички непростые.

В: Вы их узнали?

Дети.  Они из  «Сказки о непослушных спичках».

Шалунишка. Я не знаю  такую сказку, расскажите мне ее.

В: Ребята, давайте распределим персонажей сказки, чтобы рассказать ее Шалунишке.

(Дети распределяют сестричек - спичек, проводят упражнения и драматизируют сказку).

В: Ребята, а вы знаете, откуда взялся огонь?Вот какие разные мнения мы услышали. Давайте обратимся к истории. А поможет нам в этом компьютер. Просмотр презентации.

Ребята, а вы знаете, что огонь может быть не только другом, но и врагом. Я предлагаю  сейчас это выяснить. А помогут нам в этом картинки, которые расположены на мольберте. На мольберте находятся два человечка: один - грустный, другой – весёлый. К весёлому человечку мы прикрепим картинки на которых изображён огонь -  друг, а к грустному человечку мы прикрепим картинку на которых изображён огонь – враг.

Физминутка

В: Ребята, давайте вспомним произведение К.И. Чуковского «Путаница»

Повторяйте за мной:          

Тут бабочка прилетела,                 (Дети выполняют движения)

Крылышками помахала,                   машут руками

Стало море потухать -                      постепенно приседают

И потухло.

Вот обрадовались звери!                   прыгают

Засмеялись и запели,              

Ушками захлопали,                    хлопают «ушками» -ладошками

Ножками затопали.                       топают ногами

 

Гимнастика для глаз (В.Ф. Базарный).  Найдите номер телефона «Пожарной охраны», найдите номер телефона «Скорой помощи» и т.д. (номера размещены по углам комнаты)

В: Сейчас я предлагаю отправиться в «Экспериментальную лабораторию». (Воспитатель знакомит детей с огнем его свойствами.)

В: (на металлическом подносе зажигает свечи):  На одном столе находятся горящие свечи, а на другом – материалы, которыми мы будем пробовать тушить огонь. Я предлагаю выбрать тот материал, которым как вы думаете можно затушить огонь. Лиля что ты выбрала? Ты предположила, что водой можно затушить огонь. Я предлагаю это проверить. Дети, которые выбрали лейки с водой подходят к столу и тушат огонь. Что произошло? Какой можем сделать вывод?  (Водой можно затушить огонь). Серёжа, что ты выбрал? Ты предположил, что землёй можно затушить огонь. Я предлагаю это проверить. Что произошло? Какой можем сделать вывод? Затем огонь тушат дети, которые выбрали песок.

(Далее воспитатель предлагает затушить огонь, накрыв свечу стеклянной колбой). Что произошло? Какой вывод мы можем сделать? (Когда огонь горит, он дышит кислородом, а когда я его накрыла, то дышать ему стало нечем и он погас).

(Шалунишка начинает разбрасывать султанчики по комнате имитируя пожар).

Игровая ситуация: «Что делать если случился пожар?»

(Нельзя прятаться; быстро выбежать из комнаты; рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по телефону «01», маме на работу; или самому позвонить по телефону 01 (с домашнего телефона) или 112 (с сотового) и сказать, что у вас дома пожар, при этом обязательно надо назвать свой домашний адрес).

4. Рефлексия

Воспитатель:

Ну,  вот наше путешествие подошло к концу.

Понравилось ли вам быть юными исследователями?

- Что было самым интересным?

- В чём испытывали трудности?

- О чем хотели бы поговорить при следующей встрече?

5. Итоговый

Вот и закончилась наша встреча. Спасибо за внимание, до свидания.