Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼

Конкурсное задание «Педагогическая находка»

Методическая разработка образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему

«Здоровые зубы - каждому любы»

(для детей старшей группы)

 

Цель: формирование бережного отношения к собственному здоровью, в частности, к здоровью зубов, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-  пополнять и систематизировать представления детей о труде зубного врача-стоматолога;

- актуализировать навыки и правила ухода за зубами, воспитывать желание заботиться о своем здоровье самостоятельно;

- развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересоваться и выявлять причинно-следственные связи;

- обогатить пассивный словарь детей новыми словами: «кариес»; «резцы»; «коренные, жевательные зубы»; «зубная эмаль»; «мастика» и т.п.

- воспитывать желание оказывать помощь.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

 

Работа над словарем: резцы, коренные и жевательные зубы, микробы, кариес, зубная эмаль, мастика.

 

Методы:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • исследовательский

 

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  познавательно - исследовательская, изобразительная.

Планируемые результаты:

- дети активны в деятельности; различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам;

- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;

- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;

- проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны  наблюдать, экспериментировать;

 - способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора проявляют желание оказать помощь.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация, набор продуктов, бильярдные шары, макет и модели зубов, зубные щетки и паста, халаты, шапочки, маски, шпатели, стаканы с водой, баночки с солью.

 

Организация и методика проведения образовательной деятельности

 

1.​ Организационный.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)Посмотрите, какое сегодня чудесное, доброе утро! Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку. Я торопилась к вам потому, что сейчас мне на электронный адрес, пришло СМС – слово «Помогите». Что будем делать? (Выслушиваются предложения детей, поддерживается желание узнать кому нужна помощь, желание оказывать помощь). Ребята, получено еще и видеописьмо, посмотрим, узнаем, кому же нужна наша помощь? (Просмотр видеописьма).

 

2.​ Мотивационный

Воспитатель: Ребята, что же случилось с бедным Карлсоном? Почему Малыш просит о помощи? (Дети высказывают свои предположения).

3.​ Образовательный

Воспитатель: Чем мы можем помочь? (Дети высказывают свои суждения о том, что нельзя отказываться от осмотра врача, можно потерять зуб). Здоровые зубы – каждому любы. Поэтому вы правы, бояться посещения врача - стоматолога не стоит. Малыш и Карлсон наблюдают за нами через веб камеру, которая находится в нашем компьютере. Чтобы убедить Карлсона мы с вами повторим, что полезно, а что вредно для наших зубов, уточним, как правильно за ними ухаживать, это убедит Карлсона обратиться к врачу.

Воспитатель: Ребята, было время, когда у вас не было зубов. Тогда вы были ещё совсем маленькими. Теперь у вас у всех во рту около 25 зубов, но эти зубки еще молочные, скоро они выпадут и на их месте вырастут новые – постоянные. Ответьте на вопрос: только ли у людей есть зубы?  (Выслушиваются ответы детей).  Предлагаю вам, ребята рассмотреть зубы диких и домашних животных (Слайды 2-8). У некоторых животных зубы растут всю жизнь. (Слайд 8- 10).

Воспитатель: Для чего человеку зубы? (Выслушиваются предположения детей). Зубы - самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на этот бильярдный шарик, попробуйте его на прочность. (Деятельность детей: сжимают шар, бросают, стучат о стол)

Воспитатель: Такие же прочные у нас зубы. Ребята, какие у нас зубы? Чем они покрыты? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Ребята, все зубы у вас одинаковые? (Выслушиваются предположения детей). Посмотрите, какие зубы впереди, какие сзади? Зубы для откусывания пищи называются резцы – они как бы отрезают пищу. Они острые и более мелкие. Ребята, как называются передние зубы, для чего они нужны? (Выслушиваются ответы детей). Зубы для жевания задние – большие и плоские называются они – жевательные. Эти зубы – коренные, они большие и плоские. Ими можно жевать пищу. Ребята, как называются эти зубы, для чего они нужны? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Проверим, какую функцию выполняют наши зубы. (Самостоятельная деятельность детей по определению функций зубов).

Воспитатель: Какими вы зубами  кусали, какими жевали? (Выслушиваются ответы детей).

Игра: «Вредно-полезно» (Самостоятельная деятельность детей: классифицируют продукты).

Воспитатель: Предлагаю вспомнить о том, что мы делаем утром.

Физминутка:

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись.

Воспитатель: Ребята, а у вас когда-нибудь болели зубы? К какому врачу вы обращались? Зачем люди ходят к стоматологу? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать стоматологами. Кто-то из вас уже был в стоматологии – поликлинике, где лечат зубы? Что вам там делали? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Перед вами модель зуба. Как вы думаете, почему зуб заболел? (Выслушиваются ответы детей)

Воспитатель: Хотите ли вы  побывать в роли врача-стоматолога? (Выслушиваются идеи детей, поддерживается их инициатива).

(Дети занимают рабочее место «стоматолога», с помощью лупы рассматривают макет зуба, находят проблемное место. «Инструментом» – зубочисткой очищают поверхность, убирают имитацию кариеса.  Закрывают отверстие в зубе специальной мастикой с помощью шпателя).

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как можно успокоить зубную боль, если нет возможности сразу обратиться к врачу? (Выслушиваются предложения детей).

Воспитатель: Вы правы, после применения этих средств больной зуб некоторое время будет меньше болеть. Приготовим наиболее простой и доступный раствор для снятия острой зубной боли. (Дети кладут 0,5 чайной ложки соли в стакан с водой и размешивают, пробуют по желанию).

Воспитатель: Как вы думаете, какой этот раствор на вкус? Вы правы, но больному зубу это понравиться и он на некоторое время будет меньше болеть.

Воспитатель: Чтобы с зубами не возникало проблем, нужно за ними ухаживать. Есть волшебная палочка, которая в этом помогает. Угадайте, что это?

Загадка:

Костяная спинка,

Жёсткая щетинка.

С мятной пастой дружит.

Нам усердно служит.

Воспитатель: Что это ребята? (Выслушиваются ответы детей). Лучшие друзья для наших зубов - это зубная щетка и зубная паста. Почему важно чистить зубы? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а вы чистите зубы, сколько раз в день вы это делаете? (Выслушиваются ответы детей). Правильно, а ещё стоматологи советуют полоскать рот, после каждого приёма пищи, чистой водой. Чтобы смыть остатки пищи и во рту не развивался кариес.

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами научимся правильно чистить зубы (Дети самостоятельно действуют предметами).

Воспитатель: Посмотрите и выполните это движение в воздухе. (Выполняются совместно с детьми). Приступайте к чистке вылеченного зуба. Возьмите, пасту и выдавите на щетку капельку, величиной с горошину. Понюхайте. Хотя паста имеет приятный запах и вкус глотать ее нельзя. Она полезна для зубов, но может быть вредна для желудка. Чистим наш вылеченный зуб, аккуратно снизу вверх, чтобы не повредить десну. Поставьте зубную щетку в стаканчик ворсом вверх.

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали? Как правильно чистить зубы?

Что нового вы узнали здесь? Вам понравилось быть стоматологами? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Какие советы мы можем дать нашему другу, Карлсону?  (Выслушиваются ответы детей).

(Просмотр видеоролика, в котором Карлсон благодарит детей, говорит, что теперь не боится идти к врачу – стоматологу).

4.​ Рефлексия

Воспитатель: Ребята, чем мы помогли Карлсону? (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Выслушиваются ответы детей). Что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Что вы еще хотели бы узнать. (Выслушиваются ответы детей, их предложения).

5. Итоговый

Воспитатель: Ребята, я предлагаю нарисовать ваши впечатления о работе зубного врача. А из ваших рисунков мы составим альбом о работе врача – стоматолога и памятку для Карлсона по уходу за зубами.

 

 

 

Методическая разработка образовательной деятельности

 

по познавательному развитию на тему: «Здоровые зубы - каждому любы»

 

(для детей старшей группы)

 

Цель: формирование бережного отношения к собственному здоровью, в частности, к здоровью зубов, посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

-  пополнять и систематизировать представления детей о труде зубного врача-стоматолога;

- актуализировать навыки и правила ухода за зубами, воспитывать желание заботиться о своем здоровье самостоятельно;

- развивать способность анализировать, выдвигать предположение, интересоваться и выявлять причинно-следственные связи;

- обогатить пассивный словарь детей новыми словами: «кариес»; «резцы»; «коренные, жевательные зубы»; «зубная эмаль»; «мастика» и т.п.

- воспитывать желание оказывать помощь.

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Работа над словарем: резцы, коренные и жевательные зубы, кариес, зубная эмаль, мастика.

 

Методы:

         - информационно-рецептивный;

         - репродуктивный;

         - проблемное изложение;

         - частично-поисковый (эвристический);

         - исследовательский.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно исследовательская, изобразительная.

Планируемые результаты:

- дети активны в деятельности; различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам;

- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания;

- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими;

- проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны  наблюдать, экспериментировать;

 - способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, в ситуации выбора проявляют желание оказать помощь.

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности: мультимедийное оборудование, презентация, набор продуктов, бильярдные шары, макет и модели зубов, зубные щетки и паста, халаты, шапочки, маски, шпатели, стаканы с водой, баночки с солью.

 

Технологическая карта занятия с детьми

 

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность  детей

Планируемые результаты

1

Организационный

- Здравствуйте, ребята! (Слайд 1)

- Посмотрите, какое сегодня чудесное, доброе утро! Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку.

- Я торопилась к вам, сейчас мне на электронный адрес, пришло СМС – слово «Помогите». Что будем делать?

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, получено еще и видеописьмо.

 Приветствие педагога.

- Здравствуйте, Алла Александровна!

Обсуждение ситуации

- Если кто- то просит о помощи, значит, случилось какая-то неприятность, с которой самостоятельно справиться не удается.

Хорошо, когда люди помогают друг другу.

Чтобы помочь надо узнать, в чем проблема.

- Просмотр видеописьма.

Эмоциональный настрой на взаимодействие.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в рассуждениях, дети способны предлагать и принимать решения в ситуации выбора.

2

Мотивационный

- Что же случилось с бедным Карлсоном?

 

 

 

 

- Почему Малыш просит о помощи?

Дети высказывают свои предположения.

- Карлсон съел много сладкого, у него разболелся зуб.

- Карлсон боится идти к врачу, но зубная боль сама не пройдет.

Дети проявляют инициативу и самостоятельность в рассуждениях.

 


 

 

3

Образовательный

Чем мы можем помочь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Здоровые зубы – каждому любы. Поэтому вы правы, бояться не стоит.

 - Малыш и Карлсон наблюдают за нами через веб камеру, которая находится в нашем компьютере, для них мы с вами повторим, что полезно, а что вредно для наших зубов, уточним, как правильно за ними ухаживать.

- Ребята, было время, когда у вас не было зубов. Тогда вы были ещё совсем маленькими. Теперь у вас у всех во рту около 25 зубов, но эти зубки еще молочные, скоро они выпадут и на их месте вырастут новые – постоянные.

- Только ли у людей есть зубы?

- Давайте посмотрим и изучим зубы диких и домашних животных. У некоторых животных зубы растут всю жизнь.

А для чего человеку зубы?

- Зубы - самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали.

Посмотрите на этот бильярдный шарик, попробуйте его на прочность.

Такие же прочные у нас зубы.

Ребята, какие у нас зубы? Чем они покрыты?

- Ребята, все зубы у вас одинаковые?

- Давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Посмотрите, какие зубы впереди, какие сзади? Зубы для откусывания пищи называются резцы – они как бы отрезают пищу. Они острые и более мелкие.

Ребята, как называются передние зубы, для чего они нужны?

-Зубы для жевания задние – большие и плоские

называются они – жевательные. Эти зубы – коренные, они большие и плоские. Ими можно жевать пищу.

-Ребята, как называются эти зубы, для чего они нужны?

Проверим, какую функцию выполняют наши зубы.

Какими вы зубами  кусали, какими жевали?

 

 

 

 

Игра: «Вредно-полезно».

- Ребята, а у вас когда-нибудь болели зубы? К какому врачу вы обращались?

 

              Физминутка:

   Льется чистая водица

   Мы умеем сами мыться.

   Порошок зубной берем,

   Крепко щеткой зубы трем.

  Моем шею, моем уши,

  После вытремся посуше.

  Поверни головку вправо,

  Поверни головку влево.

  Опусти головку вниз

  И тихонечко садись.

 

Зачем люди ходят к стоматологу?

 

 

- Предлагаю вам отправиться в лабораторию и стать стоматологами. Кто-то из вас уже был в стоматологии – поликлинике, где лечат зубы?

Что вам там делали?

- Перед вами модель зуба. Как вы думаете, почему зуб заболел?

- Хотите ли вы  побывать в роли врача-стоматолога?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, что вы сейчас делали?

 

 

- Ребята, как можно успокоить зубную боль, если нет возможности сразу обратиться к врачу?

- Вы правы, после применения этих средств больной зуб некоторое время будет меньше болеть. Приготовим наиболее простой и доступный раствор для снятия острой зубной боли.

 

Как вы думаете, какой этот раствор на вкус?

 Вы правы, но больному зубу это понравиться и он на некоторое время будет меньше болеть.

- Чтобы с зубами не возникало проблем, нужно за ними ухаживать. Есть волшебная палочка, которая в этом помогает. Угадайте, что это?

-Костяная спинка,

Жёсткая щетинка.

С мятной пастой дружит.

Нам усердно служит.

- Что это ребята?

-Лучшие друзья для наших зубов - это зубная щетка и зубная паста

-Почему важно чистить зубы?

 

-Ребята, а вы чистите зубы, сколько раз в день вы это делаете?

- Правильно, а ещё стоматологи советуют полоскать рот, после каждого приёма пищи, чистой водой. Чтобы смыть остатки пищи и во рту не развивался кариес.

-Вот сейчас мы с вами научимся правильно чистить зубы.

Посмотрите и выполните это движение в воздухе. Приступайте к чистке вылеченного зуба.

-Возьмите, пасту и выдавите на щетку капельку, величиной с горошину. Понюхайте. Хотя паста имеет приятный запах и вкус глотать ее нельзя. Она полезна для зубов и вредна для желудка. 

- Чистим наш вылеченный зуб, аккуратно снизу вверх, чтобы не повредить десну.

-Поставьте щетку в стаканчик ворсом вверх.

-Ребята, что вы сейчас делали? Как правильно чистить зубы?

Что нового вы узнали здесь?

Вам понравилось быть стоматологами?

- Какие советы мы можем дать нашему другу, Карлсону?

(просмотр видеролика. Карлсон благодарит детей, говорит, что не боится идти к врачу)

 Дети, высказывают предположение о вариантах развития событий

- Если отказываться от осмотра врача, может стать еще хуже, можно потерять зуб.

- Постараться убедить Карлсона, что бояться не стоит, врач делает очень важную и нужную работу.

Нужно рассказать  Карлсону о том, что вредно и что полезно для наших зубов и как за ними ухаживать.

 

 

- принимают предложение воспитателя повторить правила ухода за зубами.

 

Слушают рассказ воспитателя.

 

 

 

 

Зубы есть у кошки, собаки, у диких животных.

Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу; так она становится мягкой и легче перерабатывается в желудке.

 

 

Деятельность детей: сжимают шар, бросают, стучат о стол.

Наши зубы покрыты белой эмалью, зубы прочные и крепкие.

Зубы разные

Дети рассматривают свои зубы в зеркале.

 

Рассматривают макет челюсти человека.

 

Зубы - резцы – они отделяют пищу.

 

 

 

 

 

Коренные зубы – ими можно жевать пищу.

 

Зубы разной формы, они выполняют разную работу;  передние зубы (резцы) – откусывают, а задние (жевательные) – пережёвывают пищу.

 

Дети классифицируют продукты.

Участвуют в беседе о работе врача-стоматолога.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Врач-стоматолог помогает людям следить за здоровьем зубов.

Надевают медицинские халаты, маски и шапочки.

Стоматологи осматривали, лечили, ставили пломбу.

В нем поселились микробы, кариес.

Да, мы хотим. 

Дети показывают Карлсону и Малышу манипуляции с больным зубом? Дети занимают рабочее место «стоматолога», с помощью лупы рассматривают «зуб». «Инструментом» – зубочисткой очищают больную поверхность (убирают имитацию кариеса) Чтобы пища снова не попала в отверстие, закрывают его специальной мастикой с помощью шпателя.

Очищали больной зуб от микробов, закрывали отверстие, чтобы не развивался кариес.

Мне мама давала специальные зубные капли, таблетку, солевой раствор.

Кладут 0,5 ч.л. соли в стакан с водой и размешивают, пробуют по желанию.

 

Соленый, невкусный.

 

 

 

 

 

Слушают и отгадывают загадку.

 

 

 

Зубная щетка

 

 

Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы.

Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.

 

 

Дети выполняют  действия вместе с воспитателем на макете зуба,  показывают движения в воздухе.

 

Берут пасту и выдавливают на щетку, чистят модель зуба.

 

 

 

 

 

 

 

Не есть много продуктов, вредных для зубов. Каждый день правильно ухаживать за ними. Посещать стоматолога, чтобы вовремя заметить и удалить кариес.

Могут выражать свои мысли и предположения, опираясь на свои знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими.

 

Проявляют любознательность, действуют с предметами, самостоятельно придумывают объяснения, отвечают и задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими.

 

 

 

 

 

 

 

Пытаются самостоятельно придумывать объяснения, находить выход из проблемной ситуации, склонны  наблюдать, экспериментировать.

 

 

 

 

Дети проявляют инициативу и самостоятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

Пытаются самостоятельно находить ответы на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают объяснения, предлагают ответы по ситуации, склонны  наблюдать, экспериментировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проявляют инициативу и самостоятельность.

У детей развита мелкая моторика и координация движений.

4

Рефлексивный

- Чем мы помогли Карлсону?

- Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам понравилось больше всего? Что вызвало у вас затруднение? Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Что бы вы еще хотели узнать.

Самостоятельно рассуждают, отвечают на вопросы.

- Я бы хотел еще оказаться на месте врача.

- Мне было интересно узнать, что у некоторых животных зубы растут всю жизнь.

- Мне трудно было убрать кариес с поврежденного зуба.

- Больше всего мне понравилось определять полезные и вредные продукты для зубов...

Могут выражать свои мысли, проявляют внимание  к высказываниям друг друга.

5

Итоговый

Ребята, я предлагаю  нарисовать  ваши впечатления о работе зубного врача. А из ваших рисунков мы составим альбом о работе врача – стоматолога и памятку для Карлсона по уходу за зубами.

 

 

Самостоятельная художественно-творческая деятельность. Диалог детей с педагогом по теме занятия с элементами самостоятельного рассуждения. Планирование своих действий по художественно-творческой деятельности. Дают оценку собственным достижениям.

- Я нарисую полезные продукты для Карлсона.

- Я буду рисовать капельку пасты на щетке.

Составление памятки.

У детей развита мелкая моторика, умеют выражать свое отношение к происходящему в рисунке.

Овладевают умением планировать действия для совершенствования результата.

Умеют давать оценку собственным достижениям.